Директора череповецких спортивных школ познакомились с основными направлениями государственной политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва и внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.
15 декабря 2015 года информационно-методический отдел АУ ФКиС ВО «ЦСП ССКО» принял участие в совещании директоров города Череповца. Коллективу директоров была представлена инструктор-методист Ольга Александровна Ковалёва.
Директор АУ ФКиС ВО "ЦСП ССКО" Александр Анатольевич Мартюков познакомил директоров с основными направлениями государственной политики по модернизации системы подготовки спортивного резерва и внедрению федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.
Состояние системы подготовки спортивного резерва в настоящее время.
В системе подготовки спортивного резерва участвуют:
Центр подготовки спортивных сборных команд России,
Федеральный центр подготовки спортивного резерва,
171 региональный центр спортивной подготовки (ЦСП) (в 2013 году было 137),
56 училищ олимпийского резерва (УОР) (количество не изменилось),
1055 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР) (из них: 15 в сфере образования, 1025 в системе физической культуры и спорта, 15 другой ведомственной подчиненности) (в 2013 году всего их было 1047),
3780 ДЮСШ (из них: 1918 в системе образования и 1767 в системе физической культуры и спорта, 95 другой ведомственной подчиненности).
По сравнению с 2013 годом не только удалось сохранить действующие учреждения, но и также были созданы новые организации в системе физической культуры и спорта. Значительно увеличилось количество ЦСП в субъектах Российской Федерации. С учетом значения планируемой Минспортом роли ЦСП как методической базы для развития системы спортивной подготовки на региональном уровне, это положительный результат.
Основные положения Плана по модернизации организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и созданию (формированию) организации нового типа – организации спортивной подготовки.
План предусматривает 5 этапов переходного периода с 2013 по 2017 год.
2013 год – год начала реализации мероприятий.
С целью обеспечения максимально «комфортного» перехода организаций дополнительного образования спортивной направленности в организации нового типа спортивной подготовки, Минспортом России был разработан инструментарий, который при умелом и квалифицированном подходе со стороны руководителей организаций позволяет в переходный период не почувствовать серьезных изменений в работе как тренера, так и в деятельности спортсмена:
Это:
- общеразвивающие программы - реализуются только на спортивно-оздоровительном этапе как в отношении детей, так и лиц, старше 17 лет (статья 75 Закона об образовании в Российской Федерации), при их разработке необходимо руководствоваться приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; приказом Минспорта России № 1125 от 27.12.2013 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», а также Методическими рекомендациями Минспорта России от 12 мая 2014 года.
- предпрофессиональные программы - реализуются только для детей (то есть лиц до 18 лет) на этапах, начиная с начальной подготовки и до совершенствования спортивного мастерства (с ограничением, что перевод возможен только обучающихся, прошедших обучение на тренировочном этапе данной организации; прием на данный этап не ведется!). К минимуму содержания, структуре, условиям реализации предпрофессиональных программ и к срокам обучения предъявляются федеральные государственные требования (приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 730).
- программы спортивной подготовки - реализуются на всех этапах спортивной подготовки за исключением спортивно-оздоровительного. Программы разрабатываются по каждому виду спорта на основании федеральных стандартов спортивной подготовки, утверждаемых Минспортом России.
Срок реализации программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности продлен до 1 января 2017 года. Федеральным законом от 13.07.2015 № 238-ФЗ внесены соответствующие изменения в Закон об образовании в Российской Федерации
2014 год стал годомвнедрения и апробации разработанных нормативных правовых актов (федеральных стандартов спортивной подготовки, федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным программам, особенностей реализации дополнительных общеразвивающих программ) и их совместного сосуществования до 1 января 2017 г. с программами дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.
В 2015 году наши усилиянаправлены, в первую очередь, на формирование новой нормативной правовой и методической базы в целях обеспечения единых подходов к организации спортивной подготовки, и четкого определения роли и задач каждого участника процесса.
В этот год необходимо завершить включение в федеральное законодательство мер социальной защиты работников сферы физической культуры и спорта. К концу 2017 года организациям необходимо завершить процесс внесения изменений в Уставы и получение необходимых лицензий (для организаций, осуществляющих образовательную деятельность).
В 2016 году мы планируем внесение изменений в законодательство по исключению организаций дополнительного образования сферы физической культуры и спорта, из перечня организаций, которые смогут осуществлять спортивную подготовку, а также внесение изменений в федеральные государственные требования к предпрофессиональным программам по исключению из них этапа совершенствования спортивного мастерства.
2017 год должен стать годом завершения модернизации. Это будет означать окончательное формирование в Российской Федерации отрасли физической культуры и спорта.
Вопросы внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки в практическую деятельность более подробно.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ, согласно Положению о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства от 19 июня 2012 г. № 607, Министерство спорта с 1 июля 2012 г осуществляет полномочия по утверждению федеральных стандартов спортивной подготовки.
В Законе под спортивной подготовкой понимается тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки представляют собой совокупность минимальных требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом и обязательных для организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
Спортивная подготовка может осуществляться физкультурно-спортивными организациями, одной из целей деятельности которых является осуществление спортивной подготовки, в том числе центрами спортивной подготовки, а также организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями, осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта.
При этом, образовательные организации дополнительного образования, реализующие программы спортивной подготовки, разработанные на основе федеральных стандартов, наряду с указанными программами реализуют дополнительные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
К минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам, в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" Минспортом России утверждены федеральные государственные требования, учитывающие требования Федеральных стандартов спортивной подготовки.
В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" по каждому виду спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта), внесенному во Всероссийский реестр видов спорта, устанавливаются федеральные стандарты спортивной подготовки, обязательные при разработке и реализации программ спортивной подготовки.
Федеральные стандарты спортивной подготовки включают в себя:
1) требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки, в том числе к освоению их теоретических и практических разделов применительно к каждому этапу спортивной подготовки;
2) нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта (спортивных дисциплин);
3) требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки;
4) требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки;
5) особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам соответствующего вида спорта;
6) требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, в том числе кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и иным условиям.
Федеральные стандарты спортивной подготовки являются обязательными при реализации программ спортивной подготовки организациями, осуществляющими спортивную подготовку.
Указанные стандарты не применяются работодателями в отношении спортсменов, с которыми заключены трудовые договоры, а также общероссийскими спортивными федерациями в отношении членов спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта.
В соответствии с 412-ФЗ программы спортивной подготовки и соответственно, федеральные стандарты спортивной подготовки используются:
с 1 июля 2012 года – для федеральных учреждений и для частных или общественных организаций;
с 1 января 2014 года – для государственных учреждений субъекта Российской Федерации;
с 1 июля 2015 года – для муниципальных учреждений.
При практическом применении федеральных стандартов спортивной подготовки возникает проблема выработки комплекса взаимоувязанных мероприятий (включая создание подзаконных нормативных актов, методических рекомендаций, должностных инструкций, учебных пособий), согласованных по времени, месту, ресурсам и исполнителям.
Таким образом, актуальной является задача формирования согласованного режима действия федеральных стандартов спортивной подготовки, программ спортивной подготовки и предпрофессиональных программ дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
Организация, осуществляющая спортивную подготовку в рамках утвержденного ФССП, разрабатывает и утверждает программу спортивной подготовки, представляющую собой комплекс мер по поэтапной подготовке физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющую основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Стандарты выдвигают минимальные комплексные системные требования к организации спортивной подготовки по виду спорта. При этом следует учитывать, что аналогичные, дополнительные или параллельные требования выдвигают иные нормативные документы, регламентирующие такие важные компоненты и проблемы, как медицинское и медико-биологическое сопровождение подготовки спортсменов; правила обеспечения безопасности тренировочных занятий; правила вида спорта, принятые международной и общероссийской спортивными федерациями.
Реализация федеральных стандартов спортивной подготовки требует согласованной работы организации, осуществляющей спортивную подготовку, и ее учредителя (как правило, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации области ФКиС).
Взаимодействие между организацией, осуществляющей спортивную подготовку и ее учредителем имеет направленный характер – исходя из требований ФССП учредитель обеспечивает организацию необходимыми ресурсами, а организация, реализуя программу спортивной подготовку, достигает поставленных в самой программе результатов.
Государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 в разделе показателей (индикаторов) подпрограммы "Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва" предусмотрен показатель: "Доля организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в общем количестве организаций в сфере физической культуры и спорта".
В настоящее время Минспортом России утверждены общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере физической культуры и спорта, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением.
Расчет нормативов затрат, непосредственно связанных с процессом оказания услуги по спортивной подготовке осуществляется на основе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.
Министерством спорта Российской Федерации в настоящее время утверждены 76 федеральных стандарта спортивной подготовки по видам спорта.
В том числе: 52 стандарта по олимпийским видам спорта;
4 стандарта по адаптивному спорту;
20 стандартов по неолимпийским видам спорта.
Также были внесены изменения в 5 утвержденных ранее федеральных стандартов спортивной подготовки по олимпийским видам спорта (баскетбол, легкая атлетика, современное пятиборье, пулевая стрельба, стендовая стрельба).
В силу нормы установленной статьей 34 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы, предусматривающиеся федеральными стандартами спортивной подготовки согласовываются с Министерством здравоохранения Российской Федерации
В соответствии с приказом Минспорта России № 674 от 27 августа 2013 года «Об организации работы по созданию федеральных экспериментальных (инновационных) площадок по вопросам совершенствования системы подготовки спортивного резерва» в 5 регионах России были созданы 5 экспериментальных площадок, деятельность которых так или иначе связана с федеральными стандартами спортивной подготовки.
Полученные результаты и передовой опыт отдельных регионов и учреждений должны быть транслированы на организации, осуществляющие спортивную подготовку, всей страны.
В ФГБУ ФНЦ ВНИИФК выполнены научно-исследовательские работы по теме разработки предложений по внесению изменений в федеральные стандарты спортивной подготовки по зимним и летним олимпийским видам спорта с учетом результатов их апробации. Таким образом разработанные стандарты проходят апробацию с точки зрения научно-методологических подходов и могут корректироваться в соответствии с полученными результатами.
14 апреля 2015 года состоялось совещание по вопросам развития системы подготовки спортивного резерва. Министром спорта Российской Федерации В.Л.Мутко было принято решение поддержать основные направления работы профильных Департаментов Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных организаций по модернизации системы подготовки спортивного резерва.
Поручения данные по итогам совещания легли в основу работы Минспорта России в этом году. Основные реализуемые мероприятия можно разделить на четыре блока.
- 1. Общие направления модернизации существующей системы подготовки спортивного резерва.
- обеспечение преемственности деятельности существующих организаций дополнительного образования в области физической культуры и спорта и организаций спортивной подготовки нового типа и взаимоувязанности различных видов программ, реализуемых организациями, осуществляющими спортивную подготовку;
- обеспечение взаимодействия с профильными министерствами и ведомствами, в первую очередь, с Министерством образования и науки Российской Федерации, по доработке и согласованию планируемых изменений в системе подготовки спортивного резерва;
- формирование регламентных норм действующего законодательства и изменений, которые планируется внести в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, связанные с определением статуса работников физической культуры и спорта и обеспечением их социальных гарантий;
- 2. Нормативное правовое регулирование подготовки спортивного резерва
- нормативное правовое закрепление предложенной системы подготовки спортивного резерва в законодательстве Российской Федерации с учетом планируемых изменений.
В плане реализуемых Минспортом России мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы отрасли в части подготовки спортивного резерва нами были подготовлены предложения, на основе которых был принят Федеральный закон от 29.06.2015 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указанным федеральным законом дополняются полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в части подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» теперь относит к новым полномочиям Российской Федерации осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта, координацию деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона о физической культуре и спорте в Российской Федерации (в новой редакции), субъекты Российской Федерации участвуют в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации, осуществляют методическое обеспечение организаций, осуществляющих спортивную подготовку, координируют деятельность физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, создают условия для осуществления инновационной и экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и внедрения достигнутых результатов в практику.
К новым полномочиям муниципальных образований федеральным законом отнесено участие в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, что позволит полноценно развиваться муниципальным детско-юношеским спортивным школам.
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования теперь получили законодательно закрепленную возможность участвовать в подготовке спортивного резерва, используя все имеющиеся у себя ресурсы.
В частности, создана правовая основа для функционирования федеральных и региональных экспериментальных площадок и осуществления иной экспериментальной и инновационной деятельности в сфере подготовки спортивного резерва. Субъекты Российской Федерации вправе направлять собственные финансовые и материальные ресурсы для осуществления такой деятельности в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации. В этом важном разделе работы мы теперь не отстаем от других сфер деятельности, в частности от системы, выстроенной в образования.
Субъекты Российской Федерации получили необходимые полномочия по методическому обеспечению организаций, осуществляющих спортивную подготовку, что предполагает выстраивание на местах системной методической работы с организациями спортивной подготовки во взаимодействии с Федеральным центром подготовки спортивного резерва, который является ядром организационно-методического обеспечения отрасли подготовки спортивного резерва.
- 3. Переход на нормативно-подушевое финансирование при оказании государственных (муниципальных) услуг по спортивной подготовке
Вопросы финансирования учреждений тоже не остаются без внимания Минспорта России.
В этом году разработаны два проекта методических рекомендаций: Методические рекомендации по переходу на нормативно-подушевое финансирование организаций, осуществляющих спортивную подготовку, и Методические рекомендации по формированию в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) в сфере физической культуры и спорта.
- 1. Методическое обеспечение спортивной подготовки включает:
- организационно-методическое обеспечение подготовки спортивного резерва и обеспечение взаимодействия созданного методического структурного подразделения ФГБУ «ФЦПСР» с главными тренерами спортивных сборных команд Российской Федерации ФГБУ ЦСП, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органами местного самоуправления;
- проведение оценки эффективности программ развития видов спорта в Российской Федерации, разработанных общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, с учетом развития материальной базы и результатов выступлений спортсменов на крупных официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
- научно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва на основе современных методических разработок и модельных характеристик спортсменов в различных видах спорта с учетом предложений главных тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации.
В настоящее время ведется общественное обсуждение трех новых приказов Минспорта России, разрабатываемых в соответствии с полученными полномочиями.
Один из них, ключевой, это проект приказа «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».
Данные требования устанавливают общие основы организации процесса подготовки спортивного резерва, особенности отдельных видов организаций, осуществляющих спортивную подготовку, порядок методического обеспечения организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также другие вопросы деятельности организаций.
В документе раскрыты задачи и субъекты управления системой спортивной подготовки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Требования устанавливают правила к наименованиям организаций, осуществляющих спортивную подготовку, предусматривают основные виды деятельности и структуру организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
В проекте приказа нормативно закреплен порядок взаимодействия организаций, осуществляющих, спортивную подготовку, контроль в системе подготовки спортивного резерва, определены критерии оценки качества спортивной подготовки. Также этим ведомственным приказом определяются основные требования к составлению программ спортивной подготовки, комплектованию групп на этапах подготовки и другие важные вопросы, связанные с деятельностью учреждений, в том числе включенные в привычные для многих Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации.
Во-вторых, подготовлен проект приказа, утверждающий «Порядок осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта».
Этим приказом установлены правила, направления и принципы осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта. Экспериментальная и инновационная деятельность осуществляется в форме реализации экспериментальных (инновационных) проектов. Эта деятельность может быть организована как одной, так и несколькими организациями, использующими различные формы взаимодействия.
Организации, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органы местного самоуправления, осуществляющие экспериментальную (инновационную) деятельность, признаются федеральными или региональными экспериментальными (инновационными) площадками и составляют экспериментальную (инновационную) инфраструктуру в области физической культуры и спорта.
Третий проект приказа, на который я обращаю ваше внимание, это проект приказа «Об утверждении порядка проведения аттестации тренеров».
Это важный вопрос, так как он затрагивает не только вопросы развития отрасли, но касается и социальной защиты работников, их стремления совершенствоваться в профессии, а также стимулирует к получению специалистами новых знаний и применению их в своей трудовой деятельности.
Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к тренерам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Документом устанавливаются следующие виды аттестации тренеров:
аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационных категорий и квалификационной категории Олимп;
аттестация на присвоение национальной категории;
аттестация тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации.
Аттестация на присвоение второй, первой, высшей квалификационной категории и квалификационной категории Олимп проводится один раз в четыре года. Присвоенная квалификационная категория действительны на всей территории Российской Федерации.
Аттестация на присвоение национальной категории проводится в порядке и в сроки, определенные общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта.
Аттестация тренеров спортивных сборных команд Российской Федерации проводится на основе оценки результатов выполнения тренерами сборной команды Российской Федерации целевых показателей, установленных комплексными целевыми программами.
В условиях проведения модернизации системы подготовки спортивного резерва Минспорт России уделяет особое внимание сохранению действующей системы организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, особенно, организациям, работающими с детьми.
Активно поддерживаются действующие организации дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, к которым относятся в первую очередь детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР), являющиеся фундаментом подготовки спортивного резерва страны.
Обратив внимание на наметившуюся в субъектах Российской Федерации отрицательную тенденцию по оптимизации организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, путем объединения нескольких юридических лиц с разными целями, задачами и функциями в одну организацию, Минспорт России направил в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации письмо от 03.03.2015
№ ВМ-04-07/1316. В этом письме указывается, что подобная тенденция противоречит поручениям Президента Российской Федерации, данным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также не соответствует проводимой в стране политике. Призываем Минобрнауки России поддержать нас в этой работе и направить письмо в субъекты Российской Федерации в целях сохранения существующей системы организаций дополнительного образования детей, в первую очередь детско-юношеских спортивных школ.
Совместно с Минобрнауки России и Минкультуры России Минспорт России является соисполнителем Концепции развития дополнительного образовании детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, а также плана по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р.
Во всех обсуждаемых в настоящее время на уровне руководства страны проектах: по созданию Единой системы учета контингента, новой модели системы дополнительного образования детей, поддержки молодых талантов России и других, Минспорт России активно участвует, отстаивая интересы развития отрасли и системы подготовки спортивного резерва. На сегодняшний день, благодаря многообразию форм организации деятельности для детей и молодежи в области физической культуры и спорта, любой желающий может найти себе дело «по душе». Вовлеченность подрастающего поколения в эту сферу деятельности пока оставляет без решения ключевые вопросы учета количества детей, посещающих организации дополнительного образования, но осваивающих в них программы спортивной подготовки. Поскольку эта ситуация напрямую связана с увеличением охвата детей, находящихся в системе дополнительного образования, то она требует встречной заинтересованности в решении вопроса со стороны Министерства образования и науки Российской Федерации.
Проводимая в стране модернизация действующих учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, а также процесс приведения в соответствие с действующим законодательством уставов и наименований образовательных организаций дополнительного образования детей в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», способствует постепенному переходу действующих учреждений, реализующих программы в области физической культуры и спорта для детей, из ведения органов управления образованием в субъектах Российской Федерации в ведение органов управления физической культурой и спортом.
Однако в этом плановом поступательном движении есть сдерживающий момент. Преобразование организаций дополнительного образования детей в физкультурно-спортивные организации, осуществляющие обучение, может лишить такие организации возможности получения поддержки из федерального бюджета на «выравнивание» заработной платы работников в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации.
Специалисты знают, что в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 19.11.2014 № 671 «Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» ведется мониторинг размера оплаты труда работников системы дополнительного образования детей, в том числе, работающих в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах и специализированных адаптивных детско-юношеских спортивных школах.
В целях выполнения майских указов утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р. Объем потребности будет ежегодно уточняться с учетом данных о фактической численности и уровне заработной платы работников, определенных указами Президента Российской Федерации.
В то же время данный процесс в настоящее время не учитывает интересы работников государственных (муниципальных) учреждений, переходящих в систему физической культуры и спорта, так как на момент подписания майских указов деятельность организаций, осуществляющих спортивную подготовку, не представлялась вне сферы образования.
Несмотря на то, что в процессе проводимой модернизации виды деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, не меняются, и учитывая, что статус организации определяется в соответствии с основным видом деятельности, заявленным в уставе первым, физкультурно-спортивные организации, осуществляющие обучение, под действие майских указов не попадают, в отличие от организаций дополнительного образования, реализующих аналогичные программы и оказывающих (выполняющих) те же самые услуги (работы).
В целях недопущения социальной напряженности в обществе, а также для снятия барьеров при переходе организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в ведение органов управления физической культурой и спортом в субъектах Российской Федерации, Минспортом России подготовлены предложения по расширению действия соответствующего Указа на работников государственных (муниципальных) учреждений отрасли физической культуры и спорта.
Этими вопросами работа Минспорта России по повышению статуса работников отрасли физической культуры и спорта и законодательного закрепления их льгот и гарантий не ограничивается. Благодаря организованному взаимодействию с Минтрудом России:
утверждены пять профессиональных стандартов отрасли (тренера, спортсмена, инструктора-методиста, тренера по АФК и инструктора-методиста по АФК);
три профстандарта будут утверждены и направлены в Минюст России на регистрацию до конца этого года (руководителя физкультурно-спортивной организации, спортивного судьи и сопровождающего);
в разработке находятся профессиональные стандарты специалиста по антидопинговому обеспечению, специалиста по обслуживанию и ремонту спортивного инвентаря и оборудования, а также спортивного врача, работа над которыми завершится к концу 2015 года;
кроме того, в следующем году начнется разработка профессиональных стандартов инженера по эксплуатации объектов спортивной инфраструктуры, контролера-распорядителя, а также модуля профессионального стандарта психолога в сфере спорта, входящего в профессиональный стандарт психолога в социальной сфере.
Руководителям организаций необходимо также ознакомиться с ведомственным приказом Минтруда России от 01.06.2015 № 335н, которым утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и в участии в спортивных соревнованиях по определенному виду спорта или видам спорта. Данный приказ вступил в силу с 14 августа 2015 года, и является одним из элементов социальной защиты работников.
Не менее важное значение имеет еще одно направление работы Минспорта России, связанное с предоставлением субсидий субъектам Российской Федерации на подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта. Неравные возможности субъектов Российской Федерации (прежде всего финансовые) отражаются на показателях участия спортсменов, проходящих подготовку в официальных спортивных мероприятиях и как, следствие на количественных и качественных характеристиках спортивной работы субъектов и недополучении реально сильнейших спортсменов в сборные команды.
В 2015 году для поддержки организаций, осуществляющих спортивную подготовку по базовым видам спорта, Минспортом России было выделено 523,8 млн. руб. и дополнительно 90 млн. руб. для Республики Крым и г. Севастополя, общая сумма составила 613,8 млн. руб.
С 2016 года субсидии будут предоставляться в соответствии с новыми Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание адресной финансовой поддержки спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации, включаемыми в государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Заключение соглашений с субъектами Российской Федерации начнется с конца января 2016 года, таким образом, субъекты своевременно получат финансовую помощь, а не под конец года, когда возникают сложности с проведением необходимых конкурсных процедур и сомнения в ее эффективном использовании.
В отношении методической работы, еще раз скажу следующее. В целях практической реализации мероприятий плана Министерства спорта Российской Федерации по модернизации системы подготовки спортивного резерва и координации деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» в апреле 2015 года было создано организационно-методическое управление. Структура и основные направления работы Управления представлены на слайдах. В июне 2015 года в Федеральном центре подготовки спортивного резерва проводилось обучение для кандидатов на должности инструкторов-методистов по теме «Организационно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва на современном этапе».
Для прохождения обучения в рамках программы повышения квалификации региональными органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта были направлены более 40 лучших специалистов из 34 субъектов Российской Федерации. По итогам обучения специалисты, успешно прошедшие тестирование, были приняты на должности инструкторов-методистов ФГБУ ФЦПСР и направлены в регионы для обеспечения взаимодействия созданного методического структурного подразделения ФГБУ ФЦПСР с главными тренерами спортивных сборных команд Российской Федерации ФГБУ ЦСП, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, общероссийскими спортивными федерациями по видам спорта, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органами местного самоуправления в целях выстраивания эффективной системы подготовки спортивного резерва на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. С 28 сентября 2015 года начнется обучение еще 40 специалистов по заявкам, направленным в Федеральный центр подготовки спортивного резерва.
Результатом проводимой модернизации станет подготовка достаточного количества спортсменов, способных войти в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, что позволит принять любые вызовы при усиливающейся глобальной конкуренции в современном спорте и на долгие годы обеспечит Российской Федерации статус ведущей спортивной державы, а нашей отрасли устойчивое развитие с максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов.
Материалы из доклада заместителя директора Департамента науки и образования Министерства спорта Российской Федерации К.В. Вырупаева на конференции 3 декабря 2015 года в Москве.